Специализированные финансово- кредитные учреждения
В послевоенные годы на национальных рынках ссудных капиталов экономически развитых стран важную роль стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы.
В разные годы эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.
Рост влияния специализированных небанковских учреждений объясняется тремя основными причинами:
1. Рост доходов населения в развитых капиталистических странах;
2. Активное развитие рынка ценных бумаг;
3. Предоставление этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки.
Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции. Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудного капитала сводятся к аккумуляции сбережений населения и предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.
Указанные институты конкурируют между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций. Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложений в акции. Финансовые компании конкурируют со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции.
Кроме того, все эти учреждения конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений слоев населения. При этом конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так и между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется прежде всего спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам, депозитам и предоставляемым ссудам и кредитам. В страховом деле действует страховой тариф, определяющий размер страховой премии и страхового возмещения. У инвестиционных компаний действует курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется прежде всего несопоставимостью операций и цен на них.
Российские страховые компании, занимающиеся классическим страхованием, в основном работают на ближайшую перспективу с короткими деньгами. Высокий уровень инфляции и отсутствие свободных средств у большинства физических и юридических лиц привели к низкому объему денежных поступлений по этому виду страхования, тогда как в развитых западных странах страхование жизни составляет 50% объема всей собираемой страховой премии.
На российском рынке в настоящее время монопольное положение занимают две полугосударственные компании: «Росгосстрах» и «Ингосстрах». Хотя через рынок проходят крупные денежные средства, страховой рынок еще недостаточно развит (отсутствует страхование займов, вкладов). В России нет института актуариев, без которого невозможна нормальная страховая деятельность. В то же время в западных странах актуарии рассчитывают вероятность страховых случаев и на этой базе определяют ставки страхования. Основной принцип российских компаний – как можно больше «выбить» денег из страхователей. Страховые ставки определяются «с потолка» и поэтому страхование является очень дорогим и недоступно многим клиентам. Борьба за клиентуру не ведется, отсутствует страховой маркетинг. Компании практически не ориентированы на средние и бедные слои населения. Страхование жизни в результате этого стало дорогим и поэтому перестало быть массовым.